
Н.Д. Ахвледиани
Д.м.н., профессор кафедры урологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова,
действительный член Европейской и Американской Урологических
Ассоциаций (EAU и AUA), а также Европейского и Международного
обществ по сексуальной медицине (ESSM и ISSM) (г. Москва)
Профессор, д.м.н., один из ведущих урологов и андрологов России Ника Джумберович Ахвледиани рассказал об эффективных и неэффективных методах консервативного лечения болезни Пейрони на конференции «Рациональная фармакотерапия в урологии-2020».
Как напомнил Ника Джумберович, консервативные средства для лечения болезни Пейрони (БП) можно разделить на три группы:
- Препараты для приема внутрь (витамин Е, парааминобензонат натрия (Потаба), тамоксифен, колхицин, карнитин, пентоксифиллин, ингибиторы фосфодиэстеразы-5 (ИФДЭ-5)).
- Препараты для внутрибляшечного введения (стероиды, верапамил, клостридиальная коллагеназа (Ксиафлекс), интерферон).
- Средства местного лечения (ионофорез верапамила, ударно-волновая терапия, тракционные устройства).
В настоящее время наиболее часто назначаемым при болезни Пейрони препаратом является витамин Е [1].
Вместе с тем еще в 1983 г. было проведено двойное слепое плацебо-контролируемое исследование витамина Е у 40 пациентов с БП, где не было обнаружено значительного уменьшения размера бляшки или искривления полового члена по сравнению с плацебо [2].
В 2007 г. было завершено крупнейшее плацебо-контролируемое исследование эффективности витамина Е у 325 пациентов с БП, не выявившее положительного влияния терапии на степень искривления, размеры бляшки или выраженность боли [3].
При этом в литературе отмечается, что высокие дозы витамина Е, применяемые при лечении БП, могут сопровождаться повышенным риском сердечно-сосудистых катастроф [4].
С 2005 г. начались доказательные исследования Потабы – дорогостоящего (около 30 тыс. руб. в месяц) и чрезвычайно трудного в применении (необходимо 24 таблетки в день) средства [5].
В мультицентровом двойном слепом плацебоконтролируемом исследовании с Потабой при БП было отмечено уменьшение размеров бляшки с 254 до 233 мм и стабилизацию искривления, однако выраженность деформации полового члена не претерпела изменений. При этом профиль зарегистрированных побочных эффектов (диарея, острый гепатит, гипогликемия) обусловил прекращение исследований по эффективности Потабы [6].
Исследования более не проводятся, официально в России препарат не представлен. В 1999 г. прошло рандомизированное плацебо-контролируемое исследование эффективности тамоксифена у 25 пациентов с БП. Значимой динамики размеров бляшки, степени искривления и болевых ощущений не обнаружено. Побочные эффекты включали эректильную дисфункцию, кожную сыпь и выраженные диспептические явления [7].
В 2004 г. опубликованы результаты рандомизированного плацебо-контролируемого исследования эффективности колхицина у 84 пациентов с БП. Изменений размеров бляшки, степени искривления и болевых ощущений не выявлено. Среди побочных эффектов зарегистрированы диспептические явления, диарея и апластическая анемия [8].
Рандомизированное плацебо-контролируемое исследование карнитина у 59 пациентов с БП, предпринятое в 2007 г., также не выявило изменений размеров бляшки, степени искривления и болевых ощущений. Отмеченные побочные эффекты – диарея, метеоризм и гипотензия [3].
Еще одно рандомизированное плацебо-контролируемое исследование было предпринято в 2010 г. для изучения пентоксифиллина у 255 пациентов с БП. Здесь подтверждено значимое уменьшение выраженности искривления полового члена, размеров бляшки и существенный рост эректильной функции. Зарегистрированные побочные эффекты – тошнота, рвота, диспепсия, недомогание, приливы, головокружение и головная боль [9].
В том же году было проведено рандомизированное плацебо-контролируемое исследование эффективности коэнзима Q10 у 186 больных с БП. Обнаружено существенное уменьшение выраженности искривления полового члена, размеров бляшки, боли и улучшение эректильной функции. Побочные эффекты – диарея, потеря аппетита, тошнота и бессонница [10].
Спорным вопросом остается применение ИФДЭ-5 в лечении БП. В частности, в опытах на мышах отмечено существенное уменьшение соотношения коллагена к фибробластам в белочной оболочке при применении силденафила [11].
В 2011 г. отмечено исчезновение перегородочных бляшек белочной оболочки 69% на фоне полугодового применения тадалафила против 10% при приеме плацебо. Среди возможных побочных эффектов выделены головная боль, приливы, изжога, изменение цветности зрения и миалгии [12].
Множество исследований показали неэффективность внутрибляшечного введения стероидов при болезни Пейрони [13].
Первое исследование эффективности внутрибляшечного введения верапамила проведено в 1994 г. на примере 14 пациентов. Показано значительное (более 50%) уменьшение размеров бляшки и степени искривления, также в 97% наблюдений прошли болевые ощущения [14].
Далее первое плацебо-контролируемое исследование с верапамилом при БП прошло в 1998 г. В сравнении с инъекциями физиологического раствора верапамил более значимо (58 против 28%) уменьшал размеры бляшки и улучшал эрекцию (43 против 0%). Уменьшение угла искривления составило 37,7 ± 9,3° и 29,57 ± 7,3° соответственно [15].
В 2007 г. на примере 77 больных БП была изучена дозозависимость эффекта от применения верапамила. Рандомизированное исследование показало, что оптимальное разведение препарата составляет 10 мг в 20 мл физраствора [16].
В 2013 г. проведен мета-анализ эффективности внутрибляшечных инъекций интерферона. Отмечено, что степень уменьшения искривления составляет у большинства пациентов лишь 9° [17].
Среди побочных эффектов отмечены отек полового члена, воспаление, экхимозы и возможные симптомы гриппа, лихорадки и артралгии [18].
Клостридиальная коллагеназа на сегодня не представлена в России, несмотря на то, что впервые ее эффективность было открыта в 1980-х гг. [19].
В крупном плацебо-контролируемом исследовании IMPRESS, включившем 833 пациентов в США и Австралии, через 52 недели наблюдения после 4 серий инъекций (по 2 в цикле) было отмечено уменьшение искривления с 50,1 до 33,1° (на 34%). Оптимальные результаты были достигнуты при искривлении полового члена 30–90° с размерами бляшки менее 4 см [20].
Побочные эффекты в этом случае преимущественно малозначимы: экхимоз, отек и болевые ощущения в месте инъекции. Крайне редко (0,7%) был отмечен разрыв белочной оболочки полового члена, требующий оперативной коррекции [21].
Стволовые клетки рассматривались на примере 5 пациентов, которым было проведено лечение 10 бляшек посредством внутрибляшечного введения. Через 3 месяца отмечена полная деградация 7 из них (70%) [22].
В местной терапии БП отмечается, что местное применение 15-процентного геля верапамила или ионофореза 5 мг верапамила и 5 мг дексаметазона может уменьшить размер бляшки и степень искривления полового члена. Ударно-волновая терапия не влияет на размер бляшки и степень пенильной деформации, однако значимо уменьшает болевые ощущения. Применение тракционных устройств может способствовать уменьшению выраженности искривления полового члена и восстановлению исходной длины органа [23].
Источники:
- Shindel AW, Bullock TL, Brandes S. J Sex Med, 2008.
- Pryor JP, Farrell CF. Prog Reprod Biol, 1983.
- Safarinejad MR, Hosseini SY, Kolahi AA. J Urol, 2007.
- Brown BG, Zhao XQ, Chair A et al. N Eng J Med, 2001.
- Sherer BA, Godlewski KF, Levine LA. Expert Opin Pharmacoter, 2015.
- Weidner W, Hauck EW, Schnitker J. Eur Urol, 2005.
- Teloken C, Rhoden EL, Grazziotin TM et al. J Urol, 1999.
- Safarinejad MR. Int J Impot Res, 2004.
- Safarinejad MR, Asgari MA, Hosseini SY et al. BJU Int, 2010.
- Safarinejad MR. Int J Impot Res, 2010.
- Valente EG, Vernet D, Ferrini MG et al. Nitric Oxide 2003.
- Chung E, Deyoung L, Brock GB. J Sex Med, 2011.
- Larsen SM, Levine LA. Int J Impot Res, 2012.
- Levine LA, Merrick PF, Lee RC. J Urol, 1994.
- Rehman J., Benet A., Melman A., Urology, 1998.
- Cavallini G, Modenini F, Vitali G. Urology, 2007.
- Trost LW, Ates E, Powers M et al. J Urol, 2013.
- Hellstrom WJ, Kendirci M, Matern R et al. J Urol, 2006.
- Gelbard MK, Walsh R, Kaufman J. Urol Res, 1982.
- Liphultz L, Goldstein I, Seftel A et al. BJU Int, 2015.
- Gelbard M, Goldstein I, Hellstrom WJ. J Urol, 2013.
- Levy JA, Marchand M, Iorio L, Zribi G, Zahalsky MP. J Am Ostheopath Assoc, 2015.
- Hatzimouratidis K, Giuliano F, Moncada I et al. EAU, 2019.
Материал подготовила Ю.Г. Болдырева
Доклад можно посмотреть на Uro.TV