Важный момент, о котором стоит сказать сразу. В России есть школы стиля, в которых ничего вот этого, описанного ниже, близко нет. Когда я училась в Московской академии моды, у нас было имидж-консультирование: типажи Кибби, цветотипы, коррекция пропорций тела с помощью одежды. Среди типажей я помню «естественный»; его зерном, собственно, и было удобство. И никто за него не стыдил, никто не говорил, что этот тип хуже, чем остальные, и что так не должно быть. Мне кажется, на формирование ужасного обвиняющего тона стилистов и тех, кто так назвался, повлияли соцсети и механизмы их работы плюс специфика российского общества. Люди хорошо реагируют на опасность отвержения, на конфликт и на драму — о’кей, отгрузим, решили стилисты. И грузят до сих пор.
Есть закономерность: чем проще стилист либо издание, тем более агрессивный тон они выбирают. Чем народнее — тем нормативнее, тем больше веры стилиста или журналиста в то, что аудитория любит окрики. «Модный приговор» — окно в моду для миллионов людей, часто единственное. Создатели передачи сделали осуждение выбора в одежде (в том числе потому, что герою так удобно) своим основным сюжетом.
Или вот заголовок на «Япокупаю.ру»: «Городская сумасшедшая: 6 грубых ошибок стиля». И лид: «Никогда не одевайтесь так, если не хотите, чтобы за спиной шептались: „Какая-то странная тетенька…“» Если вы заинтригованы, то зря: показывают нормальное фото стритстайла с трениками, с комментарием «избыточная расслабленность». Для кого избыточная? Кто измерит это лучше, чем сам человек? О ситуации ничего не сообщается, «избыточность», так вообще кому-то лишняя. «Неуместная сумка к соблазнительному образу» — это подпись к абсолютно нормальному фото: лето, бульвар, томный взгляд, черное платье-футляр и крупная черная сумка. Никаких противоречий и эксцессов на картинке нет, красной ковровой дорожки, куда непременно надо клатч, тоже не наблюдается.
Стилистка из инстаграма, которую я думала процитировать, успела уже удалить свою публикацию. Там были такие слова (орфография и пунктуация авторские): «В сетях разворачивается целые дебаты на тему „обабивания“, много споров, почему женщина трансформируется в „бабу“ и как это происходит. Я стилист и меня больше интересует, как одежда делает из „бабы“ привлекательную женщину и наоборот». Далее приводился список грехов перед стилем, которые допускают женщины. Один из главных — «удобство, как основной ориентир». Наш предмет! Чем удобство навредило стилистке, так же непонятно, как функция лишней запятой в ее фразе, — красоте и стилю оно никак не мешает.
За что стыдят свою аудиторию токсичные стилисты:
• за отсутствие вкуса и стиля (то есть за выбор того, что хочется, а не того, что сказал стилист);
• за «не по возрасту»;
• за собственно возраст, бедность и немодность («тетка» — слово, которым пугают);
• за тело — оно всегда какое-то не такое;
• за «дешевый вид»;
• и, напрямую, за манеру одеваться исходя прежде всего из удобства.
Что в этой системе координат является хорошим? Если разобраться — ничего. Рогатки осуждения в этой системе так устроены, что обойти их мало кому удается. Если токсичный стилист выбрал вас мишенью, он найдет, к чему придраться. Вы живая? Получите! Осуждают и за «клоунский вид», и за «отсутствие самоиронии». И за яркие цвета, и за «бледную моль». И за дорогие бренды, и за то, что обувь выглядит дешево. И за «тетку», и за попытки молодиться.
Нужно носить каблуки, но непринужденно, как будто вам это ничего не стоит. Колени не сгибать! Нужно быть собой — но носить только то, что подходит по цветотипу и типу фигуры, которые вы не выбирали. Нужно быть в тренде — и иметь свой собственный, неповторимый стиль. Если вам кажется, что эти требования нереалистичны, — вам не кажется. Вы можете быть обычной российской женщиной с обычной российской зарплатой и тремя детьми, но в качестве идеала и образца для подражания вам подсунут Ренату Литвинову. Попробуйте соответствовать! Не можете? То-то. При этом стилисты делают вид, что желанный идеал существует, надо просто потрудиться, чтобы к нему приблизиться. Вы просто плохо стараетесь! Скрытое утверждение, на котором лежат все эти требования, — впечатление того, кто на вас смотрит, важнее, чем вы сами. Вы и ваш комфорт — ничто, ошибка, слабость, прямой путь к сорока кошкам и «тетке».